Для руководителей предприятий  с численностью менее 50 чел. предлагается наш анализ изменений законодательной базы об особенностях трудоустройства инвалидов и об аттестации их рабочих мест

 

Закон Украины от 06.10.2005 г. № 2960-IV «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно профессиональной и трудовой реабилитации инвалидов» - информация об изменениях условий трудоустройства инвалидов, ответственности, размере санкций.

-              Имеет ли право специальная комиссия требовать проведения каких-либо экспертиз? В каком документе и по какой форме должны быть изложены результаты аттестации?

-              Правильно ли то, что в настоящее время частные предприниматели тоже обязаны трудоустраивать инвалидов, если численность наемных работников — 8 и более человек?

-              Что ожидает тех, у кого отсутствует необходимое количество трудоустроенных инвалидов?

-              Возможно ли для исполнения норм действующего законодательства трудоустроить инвалида по совместительству. Если нет, то можно ли трудоустроить его на неполный рабочий день (например, 1 час)?

 

 

НОРМАТИВНАЯ БАЗА:

 

-               Закон Украины от 21.03.91 г. № 875-XII «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине», с изменениями и дополнениями,

-               Закон Украины от 06.10.2005 г. № 2960-IV «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно профессиональной и трудовой реабилитации инвалидов».

-                «Положение о рабочем месте для инвалида и порядке трудоустройства инвалидов», утвержденное постановлением Кабинета Министров от 03.05.95 г. № 314;

-               «Порядок уплаты предприятиями (объединениями), учреждениями и организациями штрафных санкций в отделения Фонда социальной защиты инвалидов, аккумуляции, учета и использования этих средств», утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 28.12.2001 г. № 1767;

-               Фонд социальной защиты инвалидов, письмо от 27.06.2006 Г. № 0610-149/1128-356/1;

-               Фонд социальной защиты инвалидов. Разъяснение от 17.04.2006 г. № 06ю-75/667

-               Фонд социальной защиты инвалидов Письмо от 20.03.2006 г. № 06ю-45/454-103/1

-               Киевское городское отделение Фонда социальной защиты инвалидов, письмо от 04.10.2006 Г. № 03-02/436

 

1.       Обязательность выполнения норматива рабочих мест по трудоустройству инвалидов

В соответствии с частью первой ст.19 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» с изменениями Закона от 06.10.2005 г. № 2960-IV (далее Закон «Об основах защищенности…», для предприятий, учреждений, организаций, в том числе предприятий, организаций общественных организаций инвалидов, физических лиц, использующих наемный труд (далее Работодатели), устанавливается норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере четырех процентов среднеучетной численности штатных работников учетного состава за год, а если работают от 8 до 25 человек, — в количестве одного рабочего места.

Согласно части пятой ст.19 Закона Украины «Об основах защищенности…» выполнением норматива рабочих мест, считается трудоустройство инвалидов, для которых это место работы является основным.

В соответствии с п.3 постановления КМУ от 03.05.95 г. № 314 рабочее место инвалида считается созданным, если оно соответствует установленным требованиям рабочего места для инвалидов соответствующей нозологии, аттестовано специальной комиссией предприятия с участием представителей МСЭК, органов Госпромнадзора, общественных организаций инвалидов и введено в действие путем трудоустройства на нем инвалида.

Учитывая изложенное, для полного соответствия требованиям действующего законодательства предприятие, которое трудоустраивало инвалидов, должно провести аттестацию их рабочих мест.

Пунктом 2 «Порядка уплаты предприятиями (объединениями), учреждениями и организациями штрафных санкций в отделения Фонда социальной защиты инвалидов, аккумуляции, учета и использования этих средств», утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 28.12.2001 г. № 1767 предусматривается, что предприятия, на которых работает 8 и более человек, регистрируются в отделениях Фонда социальной защиты инвалидов по своему местонахождению и не позднее 1 февраля представляют в указанные отделения отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов.

Приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 29.12.2004 г. № 338 утверждена форма № 10-ПІ почтовая — годовая «Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов» и Инструкция по ее заполнению.

Предприятие считается зарегистрированным по факту представления отчета о занятости и трудоустройстве инвалидов, о чем в отделениях Фонда ведутся соответствующие журналы регистрации.

 

2.       Виды и размеры административно-хозяйственных санкций

2.1.            Виды санкций.

На основании Закона Украины от 06.10.2005 г. № 2960-IV «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно профессиональной и трудовой реабилитации инвалидов» в статья 1881 Кодекса Украины «Об административных правонарушениях» (далее КоАП) дополнена частью второй,  в которой определено, что «неисполнение должностным лицом, которое использует наемный труд, норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов, непредставление в Фонд социальной защиты инвалидов отчета о занятости и трудоустройстве инвалидов — влекут за собой наложение штрафа от десяти до двадцати не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (170 – 340 грн.)».

В первом случае штраф будет налагаться за неисполнение норматива на должностное лицо, которое имеет право принимать на работу и увольнять работников, а также физическое лицо, которое использует наемный труд.

Во втором случае — на должностное лицо предприятия, обязанное представлять отчет.

Статьей 255 КоАП определено, что Минтруда и его органы при выявлении правонарушения составляют протокол об административном правонарушении, который является юридическим основанием для обращения в суд.

То есть, действующие нормы законодательства предусматривают составление протоколов по административным правонарушениям, предусмотренных статьей 1881 КоАП, представителями территориальных отделений Фонда.

Учитывая изложенное, при несвоевременном представлении предприятием, учреждением, организацией отчета о трудоустройстве инвалидов и неисполнении норматива составляется протокол об административном правонарушении, представляемый в суд для уплаты штрафа.

Административная ответственность, предусмотренная статьей 1881 КоАП, применяется с 2006 года. Сроки наложения административных взысканий предусмотрены статьей 38 КоАП.

2.2.            Размеры санкций.

Согласно части первой статьи 20 Закона Украины «Об основах защищенности инвалидов…» работодатели, использующие наемный труд, где среднеучетная численность работающих инвалидов менее, норматива, предусмотренного статьей 19 данного Закона, ежегодно уплачивают соответствующим отделениям ФСЗИ административно-хозяйственные санкции.

Пунктом 5 «Порядка уплаты предприятиями (объединениями), учреждениями и организациями штрафных санкций в отделения Фонда социальной защиты инвалидов, аккумуляции, учета и использования данных средств», утвержденного постановлением КМУ от 28.12.2001 г. № 1767, определено, что за каждое рабочее место, не занятое инвалидом на предприятиях, где число работающих составляет:

-      от 8 до 15 человек, — в размере половины средней годовой заработной платы.

-      более 15 человек - в размере средней годовой заработной платы.

 

При среднегодовой  заработной плате 500 грн. при нарушении норматива размер годовых санкций составит:

При 10 человеках работающих – 3000 грн.

При 20 человеках работающих – 6000 грн

Пример расчета представлен в приложении.

 

2.3.            Источник выплаты санкций

Частью третьей статьи 20 Закона «Об основах защищенности инвалидов…»….» установлено, что уплату административно-хозяйственных санкций и пени работодатели производят за счет прибыли, оставшейся в их распоряжении после уплаты всех налогов и сборов (обязательных платежей).

Частью пятой статьи 20 определено, что в случае неуплаты административно-хозяйственных санкций или пени либо невозможности их уплаты по решению хозяйственного суда их взыскание в принудительном порядке может быть обращено на имущество предприятия, учреждения, организации, в том числе предприятия, организации общественных организаций инвалидов, физического лица, использующих наемный труд, в предусмотренном законом порядке.

Следовательно, отсутствие прибыли не освобождает от уплаты административно-хозяйственных санкций.

 

3.       Процедура аттестации рабочих мест инвалидов и особенности трудоустройства

3.1.            Требования к аттестации рабочих мест инвалидов специальной комиссией

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими вопросы создания рабочих мест для трудоустройства инвалидов, являются Закон «Об основах защищенности инвалидов…», с изменениями и дополнениями, «Положение о рабочем месте для инвалида и порядке трудоустройства инвалидов», утвержденное постановлением Кабинета Министров от 03.05.95 г. № 314.

Статьей 12 данного Закона определено, что предприятия, использующие труд инвалидов, обязаны создавать для них условия труда с учетом рекомендаций медико-социальной экспертной комиссии и индивидуальных программ реабилитации, принимать дополнительные меры безопасности труда, соответствующие специфическим особенностям данной категории работников. В случаях, предусмотренных законодательством, работодатель обязан организовать обучение, переквалификацию и трудоустройство инвалидов в соответствии с медицинскими рекомендациями. Привлечение инвалидов к сверхурочным работам и работам в ночное время возможно только по их согласию и при условии, что это не противоречит рекомендациям медико-социальной экспертной комиссии.

Вакантные же должности необходимо создавать исходя из четырехпроцентного норматива, установленного статьей 19 Закона Украины, «Об основах защищенности инвалидов…, и с учетом использования труда инвалидов при обычных условиях труда (например, уборщица, бухгалтер, помощник юриста и т.п.).

3.2.            Создание комиссии, результирующие документы.

Постоянно действующей комиссии для аттестации рабочих мест инвалидов не существует, комиссию по аттестации рабочих мест инвалидов создает сам работодатель.

1.       Работодатель приказом создает комиссию.

2.       Работодатель самостоятельно привлекает представителей из организаций, указанных в Положении о рабочем месте для инвалида и порядке трудоустройства инвалидов, утвержденном постановлением Кабинета Министров от 03.05.95 г. № 314.

3.       При необходимости СЭС проводятся замеры и исследования условий и характера труда,.

4.       Аттестационная комиссия работодателя для составления положительного заключения о возможности труда инвалидов с определенной нозологией заболевания должна учесть справки об условиях и характере труда, выданные СЭС (санитарно-эпидемиологическая служба), результаты проведения исследования вредных факторов, шумовой нагрузки и инфразвука, проведения исследования тяжести и напряженности труда, проведения исследования метрологических факторов.

Результаты аттестации рабочего места указываются в Акте, составляемом вышеупомянутой комиссией.

В соответствии с «Положением о Фонде социальной защиты инвалидов», утвержденным постановлением КМУ от 26.09.2002 года № 1434, Фонд предоставляет информационно-консультационные услуги инвалидам, предприятиям, учреждениям и организациям по вопросам, относящимся к его компетенции.

4.       Особенности трудоустройства инвалида на неполный рабочий день (например, 1 час)

29.12.2004 г. под № 338 утверждена приказом Минтруда Украины Инструкция по заполнению формы № 10-ПІ (почтовая — годовая) «Отчета о занятости и трудоустройстве инвалидов» (далее — Инструкция № 338), которая представляется до 1 февраля, следующего за отчетом, в отделения Фонда социальной защиты инвалидов.

Показатели строк 01 и 02 вышеупомянутой формы «среднеучетное количество штатных работников учетного состава» и «среднеучетное количество штатных работников, которым в соответствии с действующим законодательством установлена инвалидность» определяются в соответствии с пп.3.1—3.3 «Инструкции по статистике количества работников, утвержденной приказом Государственного комитета статистики Украины от 28.09.2005 г.»  № 286 (далее — Инструкция № 286), и Инструкции № 338. При расчете данных показателей не учитываются работники, принятые на работу по совместительству. Следовательно, при расчете норматива не учитываются совместители, то и при его выполнении инвалиды-совместители не учитываются также.

В Украине установлена продолжительность рабочего времени, которая не может превышать 40 часов в неделю. Однако по просьбе инвалида ему, по личному заявлению, может быть установлен неполный рабочий день.

Минимальная продолжительность неполного рабочего времени законодательством не определена. Поэтому норма рабочего времени в течение суток определяется только по соглашению между работником и собственником либо уполномоченным органом. При установлении режимов труда с неполным рабочим днем продолжительность рабочего дня, как правило, не может быть менее двух часов.

Согласно статье 56 КЗоТ по соглашению между работником и собственником или уполномоченным органом может устанавливаться как при приеме на работу, так и в дальнейшем неполный рабочий день или неполная рабочая неделя.

 

 

 

Приложение.

Расчет размера административно-хозяйственных санкций, если при численности 10 человек отсутствует оформленный инвалид.

В соответствии с Законом Украины от 21.03.91 г. № 875-XII «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» (далее — Закон № 875) и  постановлением КМУ от 31.01.2007 г. № 70 «О реализации статей 19 и 20 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов» для работодателей, имеющих в числе работников от 8 до 15 человек, административно-хозяйственная санкция определяется в размере половины средней годовой заработной платы одной штатной единицы.

Если у субъекта хозяйствования работает 15 и более человек, то размер административно-хозяйственной санкции приравнивается к размеру одной средней годовой зарплаты за каждое рабочее место, предназначенное для трудоустройства инвалида и не занятое им.

Пример

Физическое лицо — предприниматель имеет 9 наемных работников, среди которых нет ни одного инвалида. Работники такого предпринимателя имеют заработную плату в следующих размерах (исходим из того, что размер заработной платы каждого работника не менялся в течение года):
1-й (А) — 450 гривен;
2-й (Б) — 500 гривен;
3-й (В) — 550 гривен;
4-й (Г) — 500 гривен;
5-й (Д) — 600 гривен;
6-й (Е) — 450 гривен;
7-й (Ж) — 550 гривен;

8-й (З) — 500 гривен;
9-й (И) — 450 гривен.
S — сумма административно-хозяйственных санкций.
S = (А + Б + В + Г + Д + Е + Ж + З + И) : 9 чел. х 12 мес. : 2.
S = (450 + 500 + 550 + 500 + 600 + 450 + 550 + 500 + 450) : 9 чел. х 12 мес. : 2 = 3 033,33 грн.
Уплата административно-хозяйственных санкций происходит на балансовый счет 3510 в учреждениях Национального банка Украины, открытый в органах Государственного казначейства, либо на балансовый счет 2510 в учреждениях коммерческих банков, до 15 апреля года, следующего за годом, в котором произошло нарушение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов. за несвоевременную уплату административно-хозяйственных санкций начисляется пеня, равная 120% учетной ставки НБУ за каждый день просрочки.